Кризис 7- летнего возраста и проблема готовности к школьному обучению
Кризис семилетнего возраста часто соотносят с поступлением ребёнка в школу, адаптацией школьника в новой среде. Кризис – это не болезнь, также его нельзя путать расстройством нервной системы ребёнка и тому подобное... Это своеобразный переход маленького человека на новый уровень своего развития. Процесс этот закономерен и неизбежен. Ребёнок начинает впервые начинает относиться к своим переживаниям, как к личным, присущим только ему. Переживания обобщаются, и у него формируется уже собственное отношение, своя точка зрения, не только к окружающему миру, но и к самому себе. Ведь часто до этого возраста (до 6-7 лет) ребёнок подчинялся всем правилам окружающего мира неосознанно – за него всё решали взрослые, практически не предоставляя выбора. Теперь же он начинает соотносить каждый свой поступок с установленными требованиями. К примеру, ребёнок знает, что нужно перед едой мыть руки. В кризисный период он отказывается соблюдать это правило, пока не уяснит смысл этого действия. Часто, чтобы избежать выполнения требования, он делает вид, что не слышит просьбу взрослого, либо делает всё наоборот; начинает хитрить или лгать. Тем самым ребёнок оценивает всю ситуацию – реакцию взрослого на непослушание и собственное желание. Почему так часто кризис 7 лет связывают со школой? Потому, что как раз к возрасту семи лет формируется результат кризиса, когда первоклассник уже может вести себя не так, как ему хочется, а так, как требуется. Это есть важный пункт готовности ребёнка к школьному обучению. Готовность ребёнка к школе вовсе не определяется одним лишь желанием учиться. Когда ребёнок говорит, что хочет учиться в школе – это просто его стремление стать «взрослым». Учебная мотивация складывается не только из желания взрослеть, но и из познавательности и стремления к самостоятельным достижениям, к успеху. Первоклассник хочет многое узнать, многому научиться, и должен быть готов приложить к этому все силы. Тогда только он считается готовым к школе.
Родителям нужно прислушиваться к ребёнку и делать всё необходимое, чтобы развитие ребёнка в этом кризисном возрасте проходило гладко, постепенно, с наименьшими потерями. Ведь часто возникающие конфликты в семье вызваны неправильным поведением взрослых. Ведь это период накопления жизненного опыта ребёнка, а изменения, происходящие в нём - формирование его личности. Поэтому именно сейчас он особенно нуждается в вашей любви, внимании и поддержке.